Если кому-то непонятно, настройка целей в Гугл Аналитикс – это единственный способ анализа воронки продаж. Без информации о конверсиях (они же цели) на каждом этапе путешествия пользователя по сайту/ приложению невозможно интерпретировать информацию о сеансах, демографии и т.д.
В статье мы разберём, как настроить цели Google Analytics при помощи Google Tag Manager и как потом их отслеживать.
- Что считать целями сайта
- Цели и события Google Аналитикс
- Пошаговая настройка целей в Гугл Аналитикс через ГТМ
Что считать целями сайта
Прежде чем мы окунемся в интерфейс Google Аналитикс очень важно определиться, какие цели мы хотим считать.
Простой пример: интернет-магазин обуви. Набор действий на сайте в рамках воронки продаж будет выглядеть так:
- Посещение страницы категории
- Переход в карточку товара
- Добавление товара в корзину
- Переход в корзину
- Отправка формы заказа (чекаут)
- Оплата
- Просмотр страницы Спасибо
Отслеживать мы понятное дело хотим всё. Но целей, приемлемых для Google Аналитикс, здесь только три: добавления в корзину, отправка формы заказа и оплата.
Посещения страниц и так отслеживаться системой аналитики. Переходы по страницам принято использовать как условие для задания цели, например, если на страницу Спасибо невозможно попасть, иначе чем после успешной оплаты – значит «просмотр URL Спасибо» может быть условием для цели Оплата заказа. Хотя в этом случае лучше использовать расширенные данные интернет-коммерции Гугл Аналитикс.
При принятии решения, что считать, а что не считать целями для Google Аналитикс, можно отталкиваться от ценности данного действия для бизнеса.
Правильная цель должна быть измерима в деньгах. Если цель Оплата равна среднему чеку (бизнеса вообще или по данной категории), то каждая предыдущая цель = среднему чеку, помноженному на конверсию данного шага.
Например, средний чек 1000 руб., конверсия из заказа в оплату 60% → ценность цели Отправка заказа = 600 руб.
Я рекомендую выбирать не больше трёх-четырёх целей, которые мы зададим через Google Аналитикс.
Цели и события Google Аналитикс
Возможно, для многих будет открытием, но в Гугле в дополнение к целям можно создавать События (events). События служат для отслеживания микро-конверсий — то есть действий, напрямую не отражающихся на достижении коммерческого результата на сайте /в приложении.
Если по-простому, цели — это что-то критичное. А на события можно и забить. Но события нам все равно нужны, как для оценки косвенного влияния разных действий на продажи, так и для создание аудиторий ремаркетинга.
К тому же, целей в бесплатном Гугл Аналитикс может быть не более 20, а событий можно создать сколько захочешь.
Единственное, почему мы можем захотеть искусственно перетянуть отслеживаемое действие из разряда событий в разрад целей — потребность выстраивать консолидированную отчетность. Цели всегда будут в стандартных отчетах Гугл в виде раскрывающегося списка. А события не всегда удастся подставить с желаемыми показателями.
Типичные вещи, которые отслеживаются через события Гугл Аналиткс:
- Значимые переходы URL: в корзину, с главной на Акцию, с чекаута на Спасибо
- Клики по кнопкам: то же, что выше, плюс клики на емейл, чаты
- Скачивания (например, PDF файлов)
- Просмотры видео: длительность от, полный просмотр, просмотр видео А на странице Х
- Отправка форм: подписка на рассылку, подписка в соцсетях
Вы ограничены только собственной фантазией и целесообразностью.
Пошаговая настройка целей в Гугл Аналитикс через ГТМ
В аккаунте ГА цели создаются на уровне Представления (последний по цепочке Аккаунт — Ресурс/приложение — Представление). Так как хорошая практика делать несколько разных представлений Гугл Аналитикс, то для каждого Представления придется продублировать создание целей.
Дополнительно отмечу, что события создавать в ГА не обязательно: они поступают через DataLayer (уровень данных на сайте) для всех активных представлений.
1. Создаем цель событие в Google Аналитикс
- Идем: Администратор / Представление / Цели / Создать цель
- Установка цели: Специальная цель
- Описание цели: пишем название, тип цели — Событие
- Подробные сведения о цели: Категория — ваше уникальное название категории действий (например, «Форма»), Действие — ваше уникальное название действия по данному событию (например, «Заявка»)
Важно! Ваши названия Категорий/Действий должны совпадать до знака с тем, что вы вводите при создании тега в Гугл Тег Менеджере. Допускаются русский/английский текст, пробелы, некоторые символы, капитализация. Вот так должно получиться в нашем примере:
2. Создаем тег события в ГТМ
Заходим на tagmanager.google.com, выбираем правильный контейнер ГТМ, добавляем новый тег как на картинке выше справа.
Поскольку мы настраиваем цель Регистрация на сайте, так тег и назовём. В начало я люблю добавлять UA — Event — … чтобы обозначить, что данный тэг создан для Google Analytics и является событием (не просмотром страницы).
- Категория – Форма
- Действие – Заявка
- В поле Google Аналитикс указываем id вашего ресурса Google Аналитикс вида UA-12345678-1 (можно посмотреть в ГА / Администратор / Настройки Представления).
Подсказка: чтобы для каждого тега ГТМ не прописывать ID ресурса Аналитикс каждый раз, можно создать переменную типа константа и назвать её UA ID. Тогда в поле Google Analytics settings вы сможете использовать динамическую вставку вида {{UA ID}}.
3. Создаем триггер для цели в ГТМ
Триггер ГТМ — это техническое условие, при выполнении которого должен сработать (выстрелить) определённый тэг ГТМ.
В нашем случае — тег формы Регистрации. Когда триггер срабатывает, данные по тегу отправляются в систему аналитики. Google Аналитикс получает эти данные и засчитывать конверсию по цели Регистрация.
Триггер на отправку формы
В самом простом случае для триггера можно указывать «Все формы» — тогда отправка любой формы на сайте приведет к конверсии по Заявкам в ГА. Но если у вас сайт имеет функцию поиска или есть виджет Подписки — эти действия тоже обратятся в заявки, чего мы не хотим.
Чтобы этого избежать, надежнее для триггера отправки форм выбрать Некоторые формы и указать ID конкретной формы. Посмотреть ID можно через инспектор:
Однако, и это не гарантирует валидность данной имплементации.
Что если у вас на сайте более одной страницы с формой регистрации, причем некоторые из этих страниц тестовые/в разработке — и собирать заявки по ним мы не хотим?
Тогда нужно либо конкретизировать условие до:
- «форма с ID=х (А ТАКЖЕ) страницы=A,B,C«, либо так:
- «страницы=A,B,C (А ТАКЖЕ) исключить форму=у» (например форму поиска, которая тоже есть на странице регистрации).
Сделаем настройки по 2-му варианту.
Если выбрать тип триггера ГТМ «отправка форм», то доступная функция валидации, была ли форма заполнена корректно, потребует от нас дополнительного условия:
При этом добавляется строка условия («Enable this trigger when all of these conditions are true»). Если нам нечего указать, ставим универсальное условие:
- Page Path | Matches RegEx | .*
Триггер срабатывает – Для некоторых форм
- Page Path | Matches RegEx | «contact-us|kontakta-oss» – Только для форм на указанных страницах (указаны URI-адреса)
- Form ID | does not contain | «form0» – за исключением формы c ID = Form0
Сохраняем наш триггер. Сохраняем тег отправки формы. Наши логические построения предстоит проверить практически.
4. Редирект после отправки формы
Поскольку часто отправка формы приводит к редиректу на новую страницу (Спасибо), у нас есть два пути:
- ничего не делать с редиректом. Тогда проверку мы сможем осуществить в неявном виде — не через ГТМ отладчик, а через События в реальном времени в панели ГА.
- выключить редирект на сайте после отправки формы, тогда в ГТМ отладчике мы сразу увидим, сработал ли наш триггер?
Для варианта 2 есть снова два пути: отключить редиректы через бек-энд сайта, либо используя расширения Хрома.
Я выбираю плагин GTM Sonar. Он позволяет отключить для активной страницы скрипты, т.к. именно они обычно заведуют редиректами после отправки формы.
5. Тест триггера в режиме просмотра ГТМ
Включаем режим Просмотра в ГТМ.
В этом же браузере (по умолчанию, используем Хром) открываем или обновляем страницу с нашим сайтом.
Снизу открывается режим отладки Гугл Тег Менеджера.
- Открываем GTM Sonar и блокируем скрипты.
- Заполняем и отправляем нашу форму Заявки.
- в левом столбце выбираем последний gtm.click после отправки формы
Если в списке сработавших тегов нет нашего — где-то закралась ошибка. Отыщем, что не сработало в теге:
Находим тег Заявки внизу в блоке «Теги, которые не сработали на этой странице», открываем его и скролим вниз к Firing Triggers. Я привожу несколько другой триггер, просто для иллюстрации. Где красные крестики — там и ошибки:
Судя по данному конкретному отчету, у нас не было отправки с соответствующих страниц, а также не было самой отправки форм (gtm.formSubmit).
Смотрим, все ли верно мы сделали на сайте, а также меняем что-то в триггере. Что? Поменяйте логику задания условия срабатывания триггера ГТМ (см. выше пункт 3).
Дополнительно можно в ГТМ отладчике перейти на вкладку Variables (Переменные). Тут мы увидим все параметры, которыми располагает ГТМ после данного действия gtm.click (предположительно, мы отправили форму заявку).
Можно выбрать что-то из этих параметров, чтобы переписать наше условие срабатывания триггера в ГТМ.
В конце концов — обычно после некоторых мук — мы получим сигнал о срабатывании триггера в ГТМ-отладчике, а также сможем увидеть наши данные в Режиме реального времени в ГА. На скриншоте я подписал названия, которые мы можем ожидать для нашего теста с отправкой формы заявки:
Поздравляю! Вы дочитать эту скукатищу до конца и, возможно, продвинулись в диджитал-маркетинге.
Хотите окунуться в большой маркетинг? В закрытой статье я написал свой опыт управления бюджетом на 1,5 млн. рублей.